основатель и ректор Российской академии
Добро пожаловать в священный Храм Искусства Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.
Двери нашей Академии открыты для всех, кто хочет стать художником. В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень профессионализма художника, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.
Художник всегда осмысляет и понимает время, в котором живет. Будьте, молодые художники, достойны себя и боритесь за великую миссию быть творцом, выражающим национальное самосознание своего народа. Ступени школы высокого реализма это ступени в вашей душе. Будьте достойны себя в страшной борьбе добра и зла нашего XXI века. Изберите свободу творчества, а не рабство проходящей моды.
Илья Ефимович Репин, открывая Всероссийский съезд художников в декабре 1911 года, сказал: «Искусство это высший дар Творца людям, не будем профанировать его!».
Самое большое таинство творчества любого художника создание образа. Искусство всегда делилось на два неразрывных начала «что» и «как». Что хочет сказать художник рождает форму его произведения. «Будит современников величавыми образами Духа», - призывал М.А. Врубель. «Мое искусство есть свеча, зажженная перед ликом Божьим», - говорил В.М. Васнецов. Изучение натуры, передача ее тональных и цветовых отношений определяют талант и путь художника. Многофигурная картина композиция как роман в литературе.
Да пусть проплывет он, как Одиссей, между Сциллой и Харибдой, между бескрылым ремесленным натурализмом и произволом абстрактного формотворчества.
Сегодня я убежден: только тот станет подлинным художником, кто, впитав заветы школы высокого реализма, отразит борьбу добра и зла в мире, почувствовав неувядающую красоту гармонии и замысла Божьего мира.
С какой скорбью мы смотрели на изуродованные стены творения Баженова, которые помнят работавших и учившихся здесь великих русских художников. Сколько понадобилось усилий и хождения по правительственным кабинетам, чтобы восстановить хотя бы наполовину это славное в русской культуре здание. Работающие здесь сотрудники и, прежде всего, молодые преподаватели художники поистине отмечены славой миссионерского подвига, когда вся жизнь творчески богатых, известных у нас и за рубежом молодых художников отдается сохранению и развитию Великой школы Реализма.
Но тогда в нем располагались 22 советских учреждения, занявших это здание во время и после войны, даже институт Андрея Сахарова арендовал один из флигелей. Нам пришлось вложить немало средств и духовных сил, чтобы Академия приобрела достойный вид. Я и мои товарищи горды тем, что, выдежав яростную борьбу с сильными мира сего, вернули снова из мерзости запустения храм искусства русским художникам, создав Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.
Для нового вуза в Москве не было лучше здания, чем Дом Юшкова, построенный гениальным Баженовым. В этом доме когда-то располагалось Императорское Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали великие русские живописцы: В.Перов, М.Нестеров, А.Васнецов, В.Серов, А.Саврасов, И.Левитан. Я решил специально подъехать на Мсницкую, 21, и невольно залюбовался могучей колоннадой здания, выдержанного в лучших традициях классицизма.
Поэтому многие одаренные молодые люди из российской провинции были лишены этого права. С горькой очевидностью для меня пришло осознание того, как необходим художественный вуз, куда принимались бы по справедливости молодые таланты нашей многонациональной Родины.
В 1987 году поводом к созданию нового учебного заведения России послужило не только мое, но и моих друзей убеждение, что «школа для художника это крылья», не овладев знаниями которой художник навсегда останется дилетантом. Раньше, в советские времена, для всех братских республик, кроме РСФСР, давалась разнарядка, определенное количество мест для поступления в художественные вузы, независимо от уровня талантов и подготовленности.
Педагогические каноны Императорской Академии художеств легли в основу воспитания художников в моей мастерской в Суриковском институте.
Величественное здание Академии на берегах Невы овеяно славной историей русского искусства. С каким трепетом, вначале ученики школы, а потом студенты, поднимались по крутым лестницам, ступени которых были стерты ногами многих наших любимых художников А. Лосенко, А. Иванова, К. Брюллова, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, А. Рябушкина, М. Врубеля, - всех не перечесть. Высокие залы с копиями Рафаэля, Тициана, Гвидо Рении, исполненными с натуры в Риме лучшими молодыми степендиатами, знаменитый музей античных слепков, рисование с которых культивировалось в старой Академии, учебные рисунки и постановки будущих мастеров XVIII и XIX веков, - все это запомнилось на всю жизнь и определило мою жизнь.
Я родился и вырос в Ленинграде. На моих глазах в блокаду погибли мои родители и почти все родные. Вернувшись из эвакуации в 14 лет, я поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И.Е. Репина. С 1951 по 1957 год учился и окончил там живописный факультет в мастерской Б.В. Иогансона. Навсегда запомнил годую надпись над входом в мою мальма-матер: «Свободным художества. Лета 1765».
Здесь мне пришлось невольно противопоставить принципы школы высокого реализма методам обучения преподавателей института, которые исключили традиционное рисование с гипсов, работы гризайлью и копирование в музеях шедевров старых мастеров и изучение их технологии. Особое внимание уделялось мною пластической анатомии. Так нас учили в мои студенческие годы в Ленинградском институте имени И.Е. Репина бывшей Императорской Академии художеств.
В течение долгих лет мне выпала честь возглавлять созданную мной мастерскую портрета в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
Меня часто спрашивают, почему двадцать лет назад было создано мною новое учебное заведение Российская Академия живописи, ваяния и зодчества.
Академия: Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий